Герб Даровского района УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ   
ДАРОВСКОГО РАЙОНА 
официальный сайт управления образования администрации Даровского района Кировской области 
  
       

Каталог статей

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.03.2024, 17:46

Главная » Статьи » материалы районного образовательного форума-2011

Сотрудничество школы и среды как условие социальной адаптации личности ребёнка

Сотрудничество школы и среды

как условие социальной адаптации личности ребенка

 

Кажихова Татьяна Сергеевна,

учитель МКОУ ООШ с.Вонданка

                                                                                                             

                Перед каждым педагогом, классным руководителем, воспитателем сейчас стоят одни и те же вопросы: « Как воспитывать сегодня? Какую цель преследовать? Какие методы могут стать полезными, а какие пойдут во вред?»

                Окружающая школу среда является для учащихся важнейшим источником знаний во всех сферах общественной культуры: интеллектуальной, материальной, социально–нормативной, эстетической. Она является также источником эмоциональных переживаний, формирования чувства прекрасного и безобразного, оценочного отношения к миру. Среда является сферой приложения, развития духовных и физических сил, источником развития личности.

                На современном этапе развития общества наиболее актуальной для нас стала тема «Социальная адаптация личности», так как мы живем в небольшом селе с убывающими каждый год социальными «институтами». Перед школой остро встали очень важные проблемы:

  • недостаток информационной культуры;
  • отсутствие навыков налаживания коммуникативных отношений;
  • проблема трудоустройства;
  • связь поколений и воспитание межпоколенческих связей;
  • материального обеспечения школы.

                Поэтому мы используем, насколько это возможно, воспитательный потенциал среды как способствующий объединению в коллективе.

                Исходя из анализа педагогической ситуации, школа определила цель воспитательной работы – социальная адаптация личности ребенка посредством развития познавательных и творческих потребностей на основе культурно – исторических ценностей через сотрудничество школы и среды.

                Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется на протяжении всей жизни как член этого общества, к которому он принадлежит. Поэтому создание воспитывающей и развивающей среды – первое и главное в деятельности образовательного учреждения. Педагог – посредник между воспитанником и миром культуры, миром жизни.

                Исходя из этого понимания воспитания, мы постарались построить модель единой воспитательной среды нашей школы.

                Ядром воспитательной работы и главным субъектом его является школьный коллектив.

                Систематизирующим видом деятельности выбрана познавательная и творческая, но это не значит, что в нашей работе не имеет места трудовая, спортивно – оздоровительная, художественная и т. д.

                Организация внеурочной работы по интересам предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе любого мероприятия проводимого в школе. Взрослые и дети приобретают большой опыт организаторских навыков. Такая организация работы способствует формированию положительной мотивации, в процессе работы требования взрослых к детям становятся их требованиями к себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Это свободная, естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается простор для проявления личности, творчества, активности, самопознания, саморазвития. Так же решаются проблемы межличностных отношений, партнерства, дружбы, товарищества. Конечный результат данной работы – это реализация и развитие способностей, формирующих личность. Примером такой работы становятся театрализованные представления, спортивные игры, конкурсы и т. д. А поэтому мы не можем обойтись без ДК, так как в школе нет сцены и актового зала, мы пользуемся ДК для проведения концертов, спектаклей, творческих отчётов школы. Кроме того, ДК организует для школьников разные кружки:

  • «Вокальный»,
  • «Танцевальный»,
  • «Драматический».

Клубы:

  • «Ветерок» для подростков,
  • «Затейник» для младших школьников.

                Работники ДК с учащимися посещали с беседами и концертами Дом сестринского ухода  (сейчас его закрыли), инвалидов, фермы колхоза «Вонданский». Совместно с учащимися готовят концерты к 9 мая, 8 марта, День матери и др. Ежегодно ДК принимает участие в гала–концерте в пос. Даровской «Утренняя звезда».

                Кроме того, с учащимися школы в ДК проводятся конкурсные программы, выставки, познавательные игры, театрализованные представления. Работа ведётся и в каникулярное время, летом. Регулярно для детей и подростков организуются вечера отдыха.

                Одним из показательных коллективных дел ДК и женсовета можно отметить праздник «Проводы зимы». В этом празднике участвуют все организации сельского округа, в том числе и школа. Здесь все имеют равные возможности и права: взрослые и дети.

                Массовыми мероприятиями, где участвуют все жители села, можно назвать митинг 9 мая; концерт – поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и др.

                Школа и семья – те общественные «институты», без совместных действий которых процесс воспитания юного человека, подготовки его к жизни и труду, к выполнению функций гражданина нередко бывает ущербным. Многое здесь зависит от согласованности действий.

                Особенности социокультурного развития семьи должны быть учтены при определении цели сотрудничества с родителями.

                Понимая роль семьи в воспитании личности, стратегия сотрудничества с родителями не может быть определена без ясного представления о тех педагогических проблемах, которые можно решить только совместно.

                Для нашей школы такими проблемами являются:

  1. Мотивация учения, интересы ребёнка, его жизненные планы.
  2. Выявление причин отставания в учении, его пассивность в делах класса.
  3. Выявление одарённости и развитие способностей.
  4. Формирование интересов в сфере культуры, досуга, самостоятельной деятельности.
  5. Предупреждение асоциального поведения.
  6. Совместная забота о здоровье детей.
  7. Предупреждение конфликтов со сверстниками и взрослыми.
  8. Влияние школы и семьи на выбор профессии.

                Независимо от условий, в которых работает школа, во взаимодействии с родителями должна быть определена роль каждого структурного подразделения школы и её социальных партнёров.

                Учреждения социума помогают решать школе некоторые задачи:

  • Организация внеурочной работы по интересам;
  • Проведение массовых дел;
  • Организация подвоза детей в школу, организация питания;
  • Трудоустройство подростков в летний период;
  • Материальная помощь в организации праздников, поощрение детей по итогам года;
  • Профессиональное самоопределение выпускников через познание особенностей своей личности и информацию профессиональной направленности;
  • Обеспечение средствами массовой информации;
  • Традиции и ритуалы.

                Вонданская средняя школа сотрудничает с ИДН при администрации сельского округа, с женсоветом, с больницей.

                Мы стараемся сотрудничать с производственными коллективами, но это ещё нельзя назвать партнёрством. В большинстве случаев это материальная, спонсорская помощь школе, к сожалению не регулярна.

                Например, колхоз «Вонданский» устраивает студентов сельскохозяйственных профессий на практику, выделяет средства для премирования детей, работающих летом. Колхоз «Коноваловский» предоставляет автобус для перевозки детей в школу и из школы, трудоустраивает почти всех детей в летний период, заботится о выпускниках: их дальнейшей учёбе и трудоустройстве. ДК «Коноваловский» организует массовые мероприятия, концерты с непременным участием школьников.

                ООО «Вонданка – лес» обеспечивает школу дровами.

                ООО «Вонданское» принимает участие в судьбе выпускников, родители которых там работают, выделяет школе средства для проведения коллективных дел, организует экскурсии на производство.

                Примерно на таком же уровне сотрудничество и с другими организациями.

                Школа реализует свою функцию центра социо – педагогической работы через систему дел, рассчитанных не только на школьников и родителей, но и на всех жителей села.

                Большую помощь и заинтересованность в воспитании у детей любви к родному краю, к людям сельского округа, к книге, газетам, журналам оказывает библиотека села.

                Вот некоторые мероприятия из плана библиотеки:

  • Анализ читательских формуляров детей.
  • Анкетирование по предметам с целью поднятия интереса к дополнительному чтению.
  • Клуб «Колокольчик» для 1-6 классов (по книгам о природе родного края, по краеведческому материалу, по экологии).
  • Клуб «Кругозор» для подростков (встречи с интересными людьми, обсуждение книг, пропаганда ЗОЖ, культурное наследие, семейное воспитание, эстетическое воспитание).

                Все мероприятия проводятся интересно творчески, чаще, как игра или спектакль.

  • Проведение уроков мужества для старшеклассников, пропаганда книг по истории, православия, знакомство с обрядами.

                К делам, проводимым библиотекой, привлекаются и учащиеся, и учителя, и родители. Это  встречи с интересными людьми, выставки цветов, поделок, обрядовые картинки, вечера поэзии и т. д.

                Кроме того, дети помогают в ремонте книг, работают книгоношами.

                Вся работа проводится ярко, интересно, доверительно, вызывая уважение к библиотеке, к книге и библиотекарю.

                За долгие годы в школе выработаны свои традиции и ритуалы.

                Вот некоторые из них:

ü       На линейке первого звонка руководители предприятий награждают детей, работавших у них летом.

ü       Поздравление ко Дню пожилых людей, ко Дню учителя.

ü       День дублёров.

ü       Праздник Урожая.

ü       Неделя радуги.

Интересны три момента на «Последнем звонке» для выпускников:

ü       Передача символического ключа.

ü       Вальсовая эстафета.

ü       Письмо первоклассникам.

                Это всего лишь часть ритуалов и традиций, которых у нас много.

                Итак, окружающая школу среда является для ребят источником знаний во всех формах общественной культуры: интеллектуальной, материальной, социально – нормативной, эстетической. Она является также источником эмоциональных переживаний, формирования у школьников чувства прекрасного и безобразного, эмоционально – оценочного отношения к миру. Среда является сферой приложения физических и духовных сил детей. Значит, она является источником развития личности, учит ощущать принадлежность детей и подростков к ней, ответственность за неё, потребность в совершенствовании среды по законам гуманности и красоты.

Категория: материалы районного образовательного форума-2011 | Добавил: admina (22.06.2011)
Просмотров: 2061 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Copyright MyCorp © 2024
 Адрес: 612140, Кировская область, пгт Даровской, ул.Набережная, 8        
 приемная: 2-24-43,  начальник: 2-24-41, e-mail: ruodar@mail.ru