Сотрудничество школы и среды
как условие социальной
адаптации личности ребенка
Кажихова Татьяна Сергеевна,
учитель МКОУ ООШ с.Вонданка
Перед каждым
педагогом, классным руководителем, воспитателем сейчас стоят одни и те же
вопросы: « Как воспитывать сегодня? Какую цель преследовать? Какие методы могут
стать полезными, а какие пойдут во вред?»
Окружающая
школу среда является для учащихся важнейшим источником знаний во всех сферах
общественной культуры: интеллектуальной, материальной, социально–нормативной,
эстетической. Она является также источником эмоциональных переживаний,
формирования чувства прекрасного и безобразного, оценочного отношения к миру.
Среда является сферой приложения, развития духовных и физических сил,
источником развития личности.
На
современном этапе развития общества наиболее актуальной для нас стала тема
«Социальная адаптация личности», так как мы живем в небольшом селе с убывающими
каждый год социальными «институтами». Перед школой остро встали очень важные
проблемы:
- недостаток
информационной культуры;
- отсутствие навыков
налаживания коммуникативных отношений;
- проблема
трудоустройства;
- связь поколений и
воспитание межпоколенческих связей;
- материального
обеспечения школы.
Поэтому мы
используем, насколько это возможно, воспитательный потенциал среды как
способствующий объединению в коллективе.
Исходя из
анализа педагогической ситуации, школа определила цель воспитательной работы –
социальная адаптация личности ребенка посредством развития познавательных и
творческих потребностей на основе культурно – исторических ценностей через
сотрудничество школы и среды.
Сущность
социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется на протяжении
всей жизни как член этого общества, к которому он принадлежит. Поэтому создание
воспитывающей и развивающей среды – первое и главное в деятельности
образовательного учреждения. Педагог – посредник между воспитанником и миром
культуры, миром жизни.
Исходя из
этого понимания воспитания, мы постарались построить модель единой
воспитательной среды нашей школы.
Ядром
воспитательной работы и главным субъектом его является школьный коллектив.
Систематизирующим
видом деятельности выбрана познавательная и творческая, но это не значит, что в
нашей работе не имеет места трудовая, спортивно – оздоровительная,
художественная и т. д.
Организация
внеурочной работы по интересам предполагает широкое участие каждого в выборе,
разработке, проведении и анализе любого мероприятия проводимого в школе.
Взрослые и дети приобретают большой опыт организаторских навыков. Такая
организация работы способствует формированию положительной мотивации, в
процессе работы требования взрослых к детям становятся их требованиями к себе,
значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Это свободная,
естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознаётся,
изучается окружающий мир, открывается простор для проявления личности,
творчества, активности, самопознания, саморазвития. Так же решаются проблемы
межличностных отношений, партнерства, дружбы, товарищества. Конечный результат
данной работы – это реализация и развитие способностей, формирующих личность.
Примером такой работы становятся театрализованные представления, спортивные
игры, конкурсы и т. д. А поэтому мы не можем обойтись без ДК, так как в школе
нет сцены и актового зала, мы пользуемся ДК для проведения концертов,
спектаклей, творческих отчётов школы. Кроме того, ДК организует для школьников
разные кружки:
- «Вокальный»,
- «Танцевальный»,
- «Драматический».
Клубы:
- «Ветерок» для
подростков,
- «Затейник» для
младших школьников.
Работники ДК
с учащимися посещали с беседами и концертами Дом сестринского ухода (сейчас его закрыли), инвалидов, фермы
колхоза «Вонданский». Совместно с учащимися готовят концерты к 9 мая, 8 марта,
День матери и др. Ежегодно ДК принимает участие в гала–концерте в пос.
Даровской «Утренняя звезда».
Кроме того, с
учащимися школы в ДК проводятся конкурсные программы, выставки, познавательные
игры, театрализованные представления. Работа ведётся и в каникулярное время,
летом. Регулярно для детей и подростков организуются вечера отдыха.
Одним из
показательных коллективных дел ДК и женсовета можно отметить праздник «Проводы
зимы». В этом празднике участвуют все организации сельского округа, в том числе
и школа. Здесь все имеют равные возможности и права: взрослые и дети.
Массовыми
мероприятиями, где участвуют все жители села, можно назвать митинг 9 мая;
концерт – поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и др.
Школа и семья
– те общественные «институты», без совместных действий которых процесс
воспитания юного человека, подготовки его к жизни и труду, к выполнению функций
гражданина нередко бывает ущербным. Многое здесь зависит от согласованности действий.
Особенности
социокультурного развития семьи должны быть учтены при определении цели
сотрудничества с родителями.
Понимая роль
семьи в воспитании личности, стратегия сотрудничества с родителями не может
быть определена без ясного представления о тех педагогических проблемах,
которые можно решить только совместно.
Для нашей
школы такими проблемами являются:
- Мотивация учения,
интересы ребёнка, его жизненные планы.
- Выявление причин
отставания в учении, его пассивность в делах класса.
- Выявление одарённости
и развитие способностей.
- Формирование
интересов в сфере культуры, досуга, самостоятельной деятельности.
- Предупреждение
асоциального поведения.
- Совместная забота о
здоровье детей.
- Предупреждение
конфликтов со сверстниками и взрослыми.
- Влияние школы и семьи
на выбор профессии.
Независимо от
условий, в которых работает школа, во взаимодействии с родителями должна быть
определена роль каждого структурного подразделения школы и её социальных
партнёров.
Учреждения
социума помогают решать школе некоторые задачи:
- Организация
внеурочной работы по интересам;
- Проведение массовых
дел;
- Организация подвоза
детей в школу, организация питания;
- Трудоустройство
подростков в летний период;
- Материальная помощь
в организации праздников, поощрение детей по итогам года;
- Профессиональное
самоопределение выпускников через познание особенностей своей личности и
информацию профессиональной направленности;
- Обеспечение
средствами массовой информации;
- Традиции и ритуалы.
Вонданская
средняя школа сотрудничает с ИДН при администрации сельского округа, с
женсоветом, с больницей.
Мы стараемся
сотрудничать с производственными коллективами, но это ещё нельзя назвать
партнёрством. В большинстве случаев это материальная, спонсорская помощь школе,
к сожалению не регулярна.
Например,
колхоз «Вонданский» устраивает студентов сельскохозяйственных профессий на
практику, выделяет средства для премирования детей, работающих летом. Колхоз
«Коноваловский» предоставляет автобус для перевозки детей в школу и из школы,
трудоустраивает почти всех детей в летний период, заботится о выпускниках: их
дальнейшей учёбе и трудоустройстве. ДК «Коноваловский» организует массовые
мероприятия, концерты с непременным участием школьников.
ООО «Вонданка
– лес» обеспечивает школу дровами.
ООО
«Вонданское» принимает участие в судьбе выпускников, родители которых там
работают, выделяет школе средства для проведения коллективных дел, организует
экскурсии на производство.
Примерно на
таком же уровне сотрудничество и с другими организациями.
Школа
реализует свою функцию центра социо – педагогической работы через систему дел,
рассчитанных не только на школьников и родителей, но и на всех жителей села.
Большую
помощь и заинтересованность в воспитании у детей любви к родному краю, к людям
сельского округа, к книге, газетам, журналам оказывает библиотека села.
Вот некоторые
мероприятия из плана библиотеки:
- Анализ читательских
формуляров детей.
- Анкетирование по
предметам с целью поднятия интереса к дополнительному чтению.
- Клуб «Колокольчик»
для 1-6 классов (по книгам о природе родного края, по краеведческому
материалу, по экологии).
- Клуб «Кругозор» для
подростков (встречи с интересными людьми, обсуждение книг, пропаганда ЗОЖ,
культурное наследие, семейное воспитание, эстетическое воспитание).
Все
мероприятия проводятся интересно творчески, чаще, как игра или спектакль.
- Проведение уроков
мужества для старшеклассников, пропаганда книг по истории, православия,
знакомство с обрядами.
К делам,
проводимым библиотекой, привлекаются и учащиеся, и учителя, и родители.
Это встречи с интересными людьми,
выставки цветов, поделок, обрядовые картинки, вечера поэзии и т. д.
Кроме того,
дети помогают в ремонте книг, работают книгоношами.
Вся работа
проводится ярко, интересно, доверительно, вызывая уважение к библиотеке, к
книге и библиотекарю.
За долгие
годы в школе выработаны свои традиции и ритуалы.
Вот некоторые
из них:
ü На линейке первого звонка руководители
предприятий награждают детей, работавших у них летом.
ü Поздравление ко Дню пожилых людей, ко Дню
учителя.
ü День дублёров.
ü Праздник Урожая.
ü Неделя радуги.
Интересны три момента на «Последнем звонке» для выпускников:
ü Передача символического ключа.
ü Вальсовая эстафета.
ü Письмо первоклассникам.
Это всего
лишь часть ритуалов и традиций, которых у нас много.
Итак,
окружающая школу среда является для ребят источником знаний во всех формах
общественной культуры: интеллектуальной, материальной, социально – нормативной,
эстетической. Она является также источником эмоциональных переживаний,
формирования у школьников чувства прекрасного и безобразного, эмоционально –
оценочного отношения к миру. Среда является сферой приложения физических и
духовных сил детей. Значит, она является источником развития личности, учит
ощущать принадлежность детей и подростков к ней, ответственность за неё, потребность
в совершенствовании среды по законам гуманности и красоты. |