Система здоровьесберегающей среды в ДОУ
Демакова Тамара Геннадьевна,
старший
воспитатель МКДОУ детский сад № 1 пгт Даровской
Здоровье – это состояние полного физического, психического
и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических
дефектов. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья
детей, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого
развития диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту
ситуацию. Актуальность темы здоровья подтверждают статистические показатели: только 15% детей рождаются
физиологически зрелыми; 30-35% поступающих в школу уже имеют хронические
заболевания; 90% детей имеют отклонения физического и психического здоровья. В
силу таких причин проблемы сохранения здоровья становятся особенно актуальны.
Аналогичная ситуация с состоянием здоровья детей сложилась
и в нашем детском саду. Часто встречаются дети с такими заболеваниями, как
соматические, сердечно-сосудистые, опорно-двигательные. Возникла необходимость
создания эффективной здоровьесберегающей системы в детском саду, так как период
дошкольного детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка,
особенно его физических качеств. В целях укрепления здоровья воспитанников в
ДОУ коллективом учреждения было принято решение о выборе физического развития
детей как приоритетного направления в работе детского сада. Целью деятельности
дошкольного учреждения является создание здоровьесберегающей среды в детском
саду для сохранения и укрепления здоровья детей. Для осуществления поставленной
цели была разработана программа «Здоровье», основными задачами которой являются:
1. Разработка модели здоровьесбережения и формирования
здоровьесберегающего пространства ДОУ «Детский сад здоровья».
2. Создание
предметно-развивающей среды.
3. Включение родителей в воспитательно-образовательный
процесс.
4. Повышение уровня компетентности и профессионализма
педагогов по вопросу здоровьесбережения дошкольников.
5. Воспитание у дошкольников потребности в здоровом
образе жизни.
6. Обеспечение оптимального уровня физической
подготовленности ребенка к школе в соответствии с его индивидуальными
особенностями.
В ДОУ разработана и уже в течение нескольких лет
действует схема диагностики и мониторинга здоровья детей:
-
по заболеваемости;
-
по группам
здоровья;
-
по уровню
сформированности физических качеств;
-
по адаптации к
условиям ДОУ;
Это позволяет педагогам проводить анализ здоровья
дошкольника, обозначать проблемы и
определять основные направления деятельности с учетом
личностно-ориентированного подхода к развитию каждого ребенка. Воспитатели
тесно взаимодействуют с медицинским работником и инструктором по физическому
воспитанию, психологом, логопедом, музыкальным руководителем, что позволяет
комплексно подходить к решению проблемы здоровья детей и тем самым
обеспечивают:
-
единый подход к сохранению и укреплению здоровья ребенка;
-
осуществление
мониторинга физического развития и состояния здоровья детей в ДОУ;
-
организацию
медико-педагогического контроля за проведением оздоровительной педагогической
работы в ДОУ;
-
осуществление
просветительной работы среди педагогов и родителей по проблеме здоровья
дошкольников.
Оздоровительные мероприятия в детском саду - это не
только прогулки на свежем воздухе и закаливающие процедуры, но и организация
санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, профилактической
работы, питания, диспансерного наблюдения за детьми. Старшей медсестрой нашего
сада ежегодно планируется профилактическая работа, составляется план мероприятий по снижению заболеваемости в ДОУ.
Ведутся паспорта здоровья, организован медико-педагогический контроль
физического воспитания детей. Уже в течение более чем 6 лет ведется адаптационная
работа с детьми, впервые посещающими детский сад, которая предусматривает формирование у детей
положительного отношения к детскому
саду. Оценка прохождения периода адаптации отслеживается с помощью
диагностических методик, при которых
выделяются критерии адаптирования: внутренний комфорт (эмоциональная
удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно
выполнять требования среды – сон, аппетит, игра, эмоциональные реакции).
Педагоги используют разнообразные формы организации
физической активности детей:
·
Утренняя гимнастика и гимнастика после сна.
·
Физминутки на
занятиях и в перерывах между занятиями.
·
Подвижные игры в
помещении и на воздухе.
·
Спортивные игры.
·
Развлечения и
физкультурные праздники.
·
Дни здоровья.
Проводят работу по профилактике и снижению
заболеваемости детей:
·
Используют различные виды закаливания.
·
Применяют
дыхательную гимнастику.
·
Применяют
точечный массаж.
·
Коррегирующая
гимнастика.
В детском саду уделяется большое внимание
предметно-развивающей среде:
·
В групповых комнатах произведена замена ламп, кроватей, частично
мебели, столов.
·
В группах
имеются: уголки природы, спортивные уголки, календари природы, родительские
уголки, игровые, учебная зона, книжный уголок, уголок по изодеятельности.
·
Имеется зал для физкультурных
и музыкальных занятий, который оборудован необходимым инвентарем:
гимнастические скамейки, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые
доски, обручи, гимнастические палки, мячи, мешочки с песком, лыжи, канат,
конструктор мягких модулей и др. Нестандартное оборудование: коврики для
здоровья, божьи коровки из линолеума с крышечками, косички, дорожки-следочки,
ребристые дорожки; оборудования по профилактике плоскостопия (шишки, палочки,
ленточки и д.р.).
·
Спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена
необходимым инвентарем и оборудованием: «ямой» для прыжков в длину, полосой
препятствий.
Организационной формой работы в двигательном режиме
являются физкультурные занятия. В зимний период у детей старшей и
подготовительной групп идет лыжная подготовка. В детском саду работает кружок по общей
гимнастике - руководитель Боброва С.Г. Для
совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах
созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей,
их интересы. Имеется большая картотека
для основных видов движения, картотека физкультминуток, пальчиковых игр,
дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Традиционно 2 раза в год
проводится «Неделя здоровья», 1 раз в месяц – физкультурный досуг «Весёлые старты»,
нравятся детям спортивные праздники.
В целях реализации программы «Здоровье» ежегодно
планируется воспитателями работа и с родителями по здоровому образу жизни.
Проводятся консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки,
анкетирование, конкурсы. Родители активно принимают участие в совместных
мероприятиях детского сада и семьи.
Эффективность оздоровительной педагогической
деятельности ДОУ определяется следующими показателями:
- Соответствие уровня
физического развития возрастным критериям.
- Позитивная динамика
прироста развития физических качеств.
- Способность к
самоорганизации в двигательной деятельности.
- Наличие стойких
привычек по уходу за своим телом в целях сохранения и укрепления своего
здоровья.
- Снижение уровня
заболеваемости.
- Положительная
динамика посещаемости детьми ДОУ.
- Переход детей из
одной группы здоровья в другую.
Осуществляя педагогическую, медицинскую,
физкультурно-оздоровительную и
профилактическую деятельность по программе «Здоровье», коллектив нашего
детского сада добился следующих результатов:
- Налажена координация всех
специалистов ДОУ, что способствует системности физкультурно – оздоровительной
деятельности ДОУ.
- Улучшилась
материально-техническая база.
- Уровень заболеваемости ниже
районного и областного.
- Создана и действует система
диагностирования физического развития детей.
- Осуществляется мониторинг
здоровья дошкольников в ДОУ.
- Изучены и применяются
разнообразные формы закаливания и методы оздоровления и укрепления здоровья
детей.
- Созданы условия для полноценного
физического развития ребенка в ДОУ, а также для осмысления ребенком ценностей
собственного здоровья.
- Возрос уровень
профессиональной компетентности педагога, родителей в вопросах сохранения и
укрепления здоровья дошкольников.
- Планируются и организуются
различные мероприятия с родителями.
Это стало возможным за счет
системы профилактических, оздоровительных мероприятий и эффективности
образовательного процесса в ДОУ. Созданы необходимые условия для развития
каждого малыша.
Работа по программе «Здоровье»
продолжается. Создание здоровьесберегающей среды в нашем детском саду работает
на развитие каждого ребенка. В настоящее время
мы работаем над созданием
проекта семейного клуба и
организацией выпуска газеты. |