Герб Даровского района УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ   
ДАРОВСКОГО РАЙОНА 
официальный сайт управления образования администрации Даровского района Кировской области 
  
       

Каталог статей

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 12:39

Главная » Статьи » материалы районного образовательного форума-2011

Система здоровьесберегающей среды в ДОУ

Система здоровьесберегающей среды в ДОУ

 

Демакова Тамара Геннадьевна,

старший воспитатель МКДОУ детский сад № 1 пгт Даровской

 

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Актуальность темы здоровья подтверждают статистические  показатели: только 15% детей рождаются физиологически зрелыми; 30-35% поступающих в школу уже имеют хронические заболевания; 90% детей имеют отклонения физического и психического здоровья. В силу таких причин проблемы сохранения здоровья становятся особенно актуальны.

Аналогичная ситуация с состоянием здоровья детей сложилась и в нашем детском саду. Часто встречаются дети с такими заболеваниями, как соматические, сердечно-сосудистые, опорно-двигательные. Возникла необходимость создания эффективной здоровьесберегающей системы в детском саду, так как период дошкольного детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. В целях укрепления здоровья воспитанников в ДОУ коллективом учреждения было принято решение о выборе физического развития детей как приоритетного направления в работе детского сада. Целью деятельности дошкольного учреждения является создание здоровьесберегающей среды в детском саду для сохранения и укрепления здоровья детей. Для осуществления поставленной цели была разработана программа «Здоровье», основными задачами которой являются:

1. Разработка модели здоровьесбережения и формирования здоровьесберегающего пространства ДОУ «Детский сад здоровья».

2. Создание  предметно-развивающей среды.

                3. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

4. Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов по вопросу здоровьесбережения дошкольников.

5. Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни.

6. Обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка к школе в соответствии с его индивидуальными особенностями.

В ДОУ разработана и уже в течение нескольких лет действует схема диагностики и мониторинга здоровья детей:

-          по заболеваемости;

-          по группам здоровья;

-          по уровню сформированности физических качеств;

-          по адаптации к условиям ДОУ;

 Это  позволяет педагогам проводить анализ здоровья дошкольника, обозначать  проблемы и определять основные направления деятельности с учетом личностно-ориентированного подхода к развитию каждого ребенка. Воспитатели тесно взаимодействуют с медицинским работником и инструктором по физическому воспитанию, психологом, логопедом, музыкальным руководителем, что позволяет комплексно подходить к решению проблемы здоровья детей и тем самым обеспечивают:

-          единый подход к сохранению и укреплению здоровья ребенка;

-          осуществление мониторинга физического развития и состояния здоровья детей в ДОУ;

-          организацию медико-педагогического контроля за проведением оздоровительной педагогической работы в ДОУ;

-          осуществление просветительной работы среди педагогов и родителей по проблеме здоровья дошкольников.

Оздоровительные мероприятия в детском саду - это не только прогулки на свежем воздухе и закаливающие процедуры, но и организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, профилактической работы, питания, диспансерного наблюдения за детьми. Старшей медсестрой нашего сада ежегодно планируется профилактическая работа, составляется план  мероприятий по снижению заболеваемости в ДОУ. Ведутся паспорта здоровья, организован медико-педагогический контроль физического воспитания детей. Уже в течение более чем 6 лет ведется адаптационная работа с детьми, впервые посещающими детский сад, которая  предусматривает формирование у детей положительного  отношения к детскому саду. Оценка прохождения периода адаптации отслеживается с помощью диагностических  методик, при которых выделяются критерии адаптирования: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды – сон, аппетит, игра, эмоциональные реакции).

Педагоги используют разнообразные формы организации физической активности детей:

·         Утренняя гимнастика и гимнастика после сна.

·         Физминутки на занятиях и в перерывах между занятиями.

·         Подвижные игры в помещении и на воздухе.

·         Спортивные игры.

·         Развлечения и физкультурные праздники.

·         Дни здоровья.

Проводят работу по профилактике и снижению заболеваемости детей:

·         Используют различные виды закаливания.

·         Применяют дыхательную гимнастику.

·         Применяют точечный массаж.

·         Коррегирующая гимнастика.

В детском саду уделяется большое внимание предметно-развивающей среде:

·         В групповых комнатах  произведена замена ламп, кроватей, частично мебели, столов.

·         В группах имеются: уголки природы, спортивные уголки, календари природы, родительские уголки, игровые, учебная зона, книжный уголок, уголок по изодеятельности.

·         Имеется зал для физкультурных и музыкальных занятий, который оборудован необходимым инвентарем: гимнастические скамейки, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, обручи, гимнастические палки, мячи, мешочки с песком, лыжи, канат, конструктор мягких модулей и др. Нестандартное оборудование: коврики для здоровья, божьи коровки из линолеума с крышечками, косички, дорожки-следочки, ребристые дорожки; оборудования по профилактике плоскостопия (шишки, палочки, ленточки и д.р.).

·         Спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарем и оборудованием: «ямой» для прыжков в длину, полосой препятствий.

Организационной формой работы в двигательном режиме являются физкультурные занятия. В зимний период у детей старшей и подготовительной групп идет лыжная подготовка.  В детском саду работает кружок по общей гимнастике - руководитель Боброва С.Г. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы.  Имеется большая картотека для основных видов движения, картотека физкультминуток, пальчиковых игр, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Традиционно 2 раза в год проводится «Неделя здоровья», 1 раз в месяц – физкультурный досуг «Весёлые старты», нравятся детям спортивные праздники.

В целях реализации программы «Здоровье» ежегодно планируется воспитателями работа и с родителями по здоровому образу жизни. Проводятся консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование, конкурсы. Родители активно принимают участие в совместных мероприятиях детского сада и семьи.

Эффективность оздоровительной педагогической деятельности ДОУ определяется следующими показателями:

  1. Соответствие уровня физического развития возрастным критериям.
  2. Позитивная динамика прироста развития физических качеств.
  3. Способность к самоорганизации в двигательной деятельности.
  4. Наличие стойких привычек по уходу за своим телом в целях сохранения и укрепления своего здоровья.
  5. Снижение уровня заболеваемости.
  6. Положительная динамика посещаемости детьми ДОУ.
  7. Переход детей из одной группы здоровья в другую.

Осуществляя педагогическую, медицинскую, физкультурно-оздоровительную  и профилактическую деятельность по программе «Здоровье», коллектив нашего детского сада добился следующих результатов:

- Налажена координация всех специалистов ДОУ, что способствует системности физкультурно – оздоровительной деятельности ДОУ.

- Улучшилась материально-техническая база.

- Уровень заболеваемости ниже районного и областного.

- Создана и действует система диагностирования физического развития детей.

- Осуществляется мониторинг здоровья дошкольников в ДОУ.

- Изучены и применяются разнообразные формы закаливания и методы оздоровления и укрепления здоровья детей.

- Созданы условия для полноценного физического развития ребенка в ДОУ, а также для осмысления ребенком ценностей собственного здоровья.

- Возрос уровень профессиональной компетентности педагога, родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

- Планируются и организуются различные мероприятия с родителями.

Это стало возможным за счет системы профилактических, оздоровительных мероприятий и эффективности образовательного процесса в ДОУ. Созданы необходимые условия для развития каждого малыша.

Работа по программе «Здоровье» продолжается. Создание здоровьесберегающей среды в нашем детском саду работает на развитие каждого ребенка. В настоящее время  мы работаем над созданием  проекта  семейного клуба и организацией выпуска газеты. 

Категория: материалы районного образовательного форума-2011 | Добавил: admina (22.06.2011)
Просмотров: 13129 | Рейтинг: 4.0/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Copyright MyCorp © 2024
 Адрес: 612140, Кировская область, пгт Даровской, ул.Набережная, 8        
 приемная: 2-24-43,  начальник: 2-24-41, e-mail: ruodar@mail.ru