Герб Даровского района УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ   
ДАРОВСКОГО РАЙОНА 
официальный сайт управления образования администрации Даровского района Кировской области 
  
       

Каталог статей

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 08:03

Главная » Статьи » материалы районного образовательного форума-2011

Развитие личности школьника ресурсами образовательной среды сельской школы

Развитие личности школьника

ресурсами образовательной среды сельской школы

 

                                       Береснева Светлана Анатольевна,

                                       директор МКОУ СОШ с. Кобра  

                                       Слобожанинова Людмила Павловна,

                                       заместитель директора по учебной работе  

                                       МКОУ СОШ с.Кобра

                                       Береснева Лариса Анатольевна,

                                       заместитель директора по воспитательной  

                                       работе МКОУ СОШ с.Кобра

 

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»  особое внимание уделяется   созданию  системы поддержки талантливых школьников и общей  среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.

Социально-экономические изменения, происходящие в последнее время, существенным образом отразились на образовательной сфере села, выявилось явное отставание  сельской школы от городской в решении основных задач  обучения и воспитания детей. В то же время  современная жизнь предъявляет и  к выпускникам сельской школы  качественно новые требования. Им необходимо быть  конкурентоспособными на рынке труда, обладать высокой мобильностью, большой социальной ответственностью, способностью принимать  важные самостоятельные решения. Сельские школьники вынуждены на равных конкурировать с городскими при поступлении в высшие  и средние учебные заведения. Сельская школа обязана полноценно готовить их к сдаче единого государственного экзамена. Отличие сельского образовательного учреждения от  городского  определяется особенностями того социума, в котором оно функционирует. Возможности школы на селе  в развитии личности учащихся напрямую  зависят от места ее расположения и социально- экономических условий жизни населения.

Но школа, где бы она ни находилась,  не может  отставать от    требований жизни. Необходимо создать такие условия, которые позволят каждому ученику раскрыть свои индивидуальные возможности и способности, подготовят его к жизни в высокотехнологичном мире.

Образовательное учреждение на селе должно стать не только школой знаний, культуры общения, творчества,  здорового образа жизни, но и школой жизни человека.  Сельская школа  тесно связана со своим социумом. Малейшие его изменения незамедлительно сказываются на статусе школы, жизнедеятельности, технологиях обучения и воспитания детей.

Средняя общеобразовательная школа села Кобра - одна из старейших сельских школ области,  сегодня, как и многие другие образовательные учреждения на селе,  переживает  не самый легкий период.  Причины  известны – это демографические и  экономические проблемы села, что в первую очередь отразилось на количестве обучающихся: так, за последние пять  лет число детей в школе уменьшилось практически в два раза.

Несмотря на сложную ситуацию, школа продолжает функционировать и заявлять о себе   на разных уровнях.

С  2005 года школа  внедряет системный подход к организации образовательного процесса.

В  том же году   школа -  участник  областного конкурса «Лучшие школы области» (диплом в номинации «Лучшая школа по экологическому воспитанию и образованию»).

2006 год -  диплом за  3 место среди сельских образовательных учреждений в областном конкурсе «Воспитательные системы образовательных учреждений»

2007 год – Грант губернатора Кировской области в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

В 2007 и 2010 г.г. - участие в первом и четвертом областных Образовательных Форумах  «Открытость. Качество. Развитие».

Борясь за выживание, сохранение и развитие, наша  школа, как и другие сельские школы, главным направлением своей инновационной деятельности определила  объединение собственных  образовательных ресурсов с образовательными ресурсами социума.   

Проанализировав сегодняшнюю  образовательную ситуацию,  коллектив школы пришел к выводу о необходимости  интеграции всех участников образовательного процесса  с целью создания условий  для  развития и саморазвития личности школьника,  социальной  адаптации  выпускников сельской школы к современной жизни.

Проведенный мониторинг выявил проблемы  в жизнедеятельности школы:

1. Отсутствие возможностей  у образовательного учреждения в полном объеме удовлетворить образовательные запросы семьи (нет возможности углубленного и профильного изучения предметов, оставляет желать лучшего оснащение учебных кабинетов,  отсутствуют  средства на дополнительные образовательные услуги).

2.  Неудовлетворенность части  учащихся и родителей качеством  школьной жизни, условиями, созданными в школе для самореализации и самоутверждения личности ребенка.

3. Низкий уровень сформированности коммуникативной компетентности у сельского школьника и ограниченный круг общения.

4. Недостаточный уровень сформированности нравственных качеств личности учащихся,   низкий показатель гражданской активности.

С целью решения выявленных проблем был разработан проект «Развитие личности школьника ресурсами образовательной среды сельской школы», рассчитанный на 2009-2013 г.г.

Задачами проекта являются:

·                    Расширение   пространства социального партнерства через  развитие различных    форм взаимодействия его субъектов.

·                    Использование новых форм и эффективных методик развития  индивидуальности  и творческих способностей   каждого учащегося.

·                    Формирование нравственной позиции сельского  школьника, осознанный выбор  детьми здорового образа жизни и активной гражданской позиции.

·                    Создание условий и стимулов для самообразования педагогов, повышения их квалификации в условиях внедрения новых образовательных стандартов.

·                    Формирование материально-технической базы, обеспечивающей эффективный образовательный процесс и комплексную безопасность обучающихся.

В ходе подготовительного этапа и в процессе реализации проекта   проведен  анализ  уровня    развития воспитательной системы школы,  состоялись заседания  педагогического совета «Профессиональный рост учителя – необходимое условие развития личности школьника», «Педагогика поддержки ребенка и процесса его развития в системе личностно-ориентированного образования», «Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса», «Классный час в системе личностно- ориентированного воспитания»,  заседание Совета школы, общешкольное родительское собрание, на которых обсуждались вопросы  стратегии  развития школы и взаимодействия всех социальных партнеров.

На методических семинарах рассмотрены современные подходы и концепции  по развитию личности. В 2010 году на базе школы проведено расширенное заседание районного методического совета по теме «Работа с детьми с повышенной мотивацией».

Разработаны комплексно-целевые программы: «Учение», «Гражданин. Патриот», «Здоровье», «Семья», «Экология».

Создана Программа мониторинга, включающая в себя ежегодную диагностику уровня развития личности учащихся, коллективов классов, уровня взаимодействия   участников проекта.

С целью удовлетворения образовательных потребностей учащихся  и запросов семьи  в учебный план  школы введены предметы и курсы по выбору, направленные на вовлечение учащихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность,  способствующие дальнейшему самоопределению и адаптации  выпускников.

Шире стали использовать образовательные возможности ресурсных центров и  Интернет - ресурсы. Способные учащиеся обучаются в Центре дополнительного образования для одаренных школьников и эколого-биологическом центре г. Кирова, учащиеся школы принимают участие в конкурсах «Кенгуру», «Кенгуру – выпускникам», «Кит», «Пифагор», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Гелиантус», сетевых олимпиадах школьников. Кропотливая индивидуальная работа педагогов с отдельными детьми также  приносит свои результаты: ученица 9 класса Шашина Анастасия – дипломант Международного музыкального фестиваля «Звездная юность планеты – 2009, 2010», лауреат межрайонного конкурса «Звонкий голос Двуречья», лауреат областного телевизионного конкурса «Вятские зори». Топоров Евгений, также ученик 9 класса – победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по многим предметам, трижды- участник регионального этапа олимпиады по физике, в 2011 году – призер регионального этапа. Для любой городской школы  такие достижения - более, чем скромные, но в школе с  малой наполняемостью  классов   важны успехи каждого ребенка. Ежегодно наши учащиеся успешно участвуют в работе областной летней школы экологического актива, а также в  областной научно- практической конференции юных исследователей окружающей среды. В 2006 - 2007 г.г. старшеклассники школы выезжали в международный экологический лагерь  на Байкал.

Родители учащихся становятся полноправными участниками образовательного процесса, включаясь  в обсуждение и решение проблем, организацию конкретных классных и школьных дел.

Налажено тесное сотрудничество с социальными партнерами: администрацией сельского поселения, сельской библиотекой, Домом культуры, врачебной амбулаторией, предприятиями поселения,  районным Комитетом по делам молодежи,  районным Комитетом  по охране природы,  районным Центром культуры и досуга, правоохранительными структурами, общественными организациями.

В 2010 году школа начала взаимодействовать с ГОУ СОШ № 167  с этнокультурным русским компонентом имени маршала Говорова г. Москвы с целью внесения посильного вклада в развитие связей между регионами в области образования и воспитания. Надеемся, что это  поможет развитию способностей детей.  В этом учебном году у нас появилась возможность публикации исследовательских, творческих работ наших  учащихся и педагогов  в московском межшкольном сборнике ученических работ. Библиотека школы безвозмездно получила  художественную литературу  и учебники.

Анализируя работу школы  за прошедший год, можно отметить определенные результаты  от реализации данного  проекта.   

1. Конкурентоспособность выпускников  школы определяется, прежде всего,   качеством образования, в том числе, результатами  государственной итоговой аттестации. Результаты ЕГЭ   по большинству сдаваемых предметов выше средних областных показателей.   Творческие способности, лидерские качества, коммуникативные  навыки, умение принимать самостоятельные решения учащиеся приобретают и развивают,  успешно участвуя в учебно - исследовательской и проектной деятельности,  в предметных олимпиадах, районных, областных, всероссийских  конкурсах,  конференциях и  фестивалях.

2. Учащиеся школы  принимают участие в школьных коллективных творческих делах, в  ежегодных акциях «Неделя добрых дел», «Посылка солдату», «Наш дом – Земля», «Хочу строить будущее России»,  «Рядом живет ветеран» и других  социально- значимых делах. По результатам мониторинга воспитанности у большинства учащихся  отмечается положительная динамика сформированности нравственных качеств личности, ценностных ориентаций,  осознанной потребности в здоровом образе жизни.

3. Осуществляется укрепление материально- технической базы школы: в большинстве  учебных кабинетов появились компьютеры с целью  внедрения в  образовательный процесс информационных технологий,  идет оснащение другим современным  учебным оборудованием.

Таким образом, работа по поддержке и развитию индивидуальных способностей  и возможностей ребенка приносит положительные результаты, а это доказывает, что  коллектив школы на правильном пути и, несмотря на  трудности, в состоянии решать возникающие  проблемы.

Категория: материалы районного образовательного форума-2011 | Добавил: admina (22.06.2011)
Просмотров: 3464 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Copyright MyCorp © 2024
 Адрес: 612140, Кировская область, пгт Даровской, ул.Набережная, 8        
 приемная: 2-24-43,  начальник: 2-24-41, e-mail: ruodar@mail.ru