Герб Даровского района УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ   
ДАРОВСКОГО РАЙОНА 
официальный сайт управления образования администрации Даровского района Кировской области 
  
       

Каталог статей

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 29.03.2024, 12:03

Главная » Статьи » материалы районного образовательного форума-2011

Профильное обучение как один из путей индивидуализации образования
Профильное обучение
как один из путей индивидуализации образования
 
Поздина Вера Алексеевна, директор МОУ СОШ пгт Даровской
Арзамазова Наталья Анатольевна, заместитель директора по УВР
Концепция модернизации российского образования, инициатива «Наша новая школа» в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики предполагает обеспечение качественного профильного образования для старшеклассников. Школа последние три года работает над реализацией проекта «Организация индивидуального профильного обучения на старшей ступени общего образования». Мы находимся на аналитическом этапе, задачей которого является обобщение опыта, обеспечение мотивации участников образовательного процесса на дальнейшую реализацию идей профильного обучения. В школе создается модель старшей школы, позволяющая каждому ученику сформировать и реализовать свой заказ на образовательные услуги, выбрать свою образовательную траекторию. Исследование запроса учащихся и их родителей на образовательные услуги показывает, что велик разброс предметов, который не позволяет в условиях нашей, пусть и районной школы, создать профильные классы. 7 лет назад в нашей школе была осуществлена попытка внедрения профильного обучения на старшей ступени обучения. 2 года в 10-11 классах работали профильные классы - физико-математический и социально-гуманитарный. В учебном плане этих классов предусматривалось выделение часов на профильные дисциплины в ущерб других предметов. Так, например, в социально-гуманитарном профиле математика преподавалась по программе курса А, т.е. 3 недельных часа, что существенным образом сказалось на математической подготовке обучающихся. В итоге физико-математический класс состоялся, т.к. уровень ребят был значительно выше, а ребята из социально-гуманитарного класса терпели неудачи на вступительных экзаменах, так как 50 % из них не хватало математической подготовки, многие ошиблись в выборе профиля обучения. В дальнейшем школой в течение трех лет отрабатывался один из возможных вариантов организации профильного обучения, связанный с действием профильных групп по следующим направлениям: социально-экономическое, гуманитарное, информационно-технологическое, естественно-научное, физико-математическое, технологическое. Однако анализ образовательного заказа показывает, что запросы сегодняшнего ученика старшей школы и его родителей гораздо шире и разнообразнее в части сочетания учебных предметов, чем предполагаемый перечень типовых профилей: математика и химия, русский язык и обществознание, биология и технология и другие. Вместе с тем при классно-урочной системе обучения невозможно в полной мере удовлетворить все интересы учащихся даже за счет разнообразия элективных курсов. Необычный выбор учащимися предметов для изучения на профильном уровне определил проблему: как организовать индивидуальное профильное обучения на старшей ступени обучения, направленное на повышение степени соответствия предлагаемых школой услуг образовательным запросам учащихся 10-х и 11-х классов. Для этого школа направила свою деятельность на выполнение следующих условий: 1. Достаточное количество учащихся. Очевидно, что количество выборов для реализации старшеклассниками индивидуальных образовательных траекторий будет тем больше, чем больше количество классов-комплектов в параллелях 10-х и 11-х классов (в наших условиях - не менее 3). Это дает возможность открыть большее количество профильных групп по различным предметам, имея возможности финансирования, напрямую зависящие от ученика. 2. Наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности по образовательным программам профильного обучения. Для получения лицензии на этот вид деятельности школе необходимо: - перейти на новый БУП в старшей школе; - наличие программ профильного обучения, УМК в соответствии с профильным уровнем федерального компонента государственного образовательного стандарта; - наличие подготовленных педагогических кадров; - учебно-материальная база должна соответствовать федеральному перечню необходимого учебного оборудования для профильного обучения. Школа в 2006 году получила лицензию на право ведения образовательной деятельности по образовательным программам профильного обучения. 3. Создание современной образовательной среды: -оснащение учебных кабинетов, библиотеки мультимедиатехникой, программным обеспечением по учебным предметам; - возможность использования Интернет-ресурсов в учебном процессе. Построение обучения на основе индивидуального профильного обучения изменило принципы формирования учебного плана школы, составления расписания занятий. Школа определяет общий набор учебных предметов и курсов общеобразовательного и профильного уровней, затем учащимся предлагается сделать выбор. На основе сделанного школьниками выбора формируются индивидуальные образовательные траектории каждого ученика, и лишь затем их совокупность определяет учебный план и расписание занятий в целом. В этом учебном году учащиеся 10-х классов обучаются по 10 образовательным маршрутам, в 11-х классах – по 17. Выбор индивидуальных траекторий старшеклассниками осуществляется на основе: 1. Профильного обучения в группах: математика, биология, химия, история, обществознание, технология, математика-технология, биология – технология, математика-химия, химия-технология, математика-биология, история – математика и т.д. 2. Возможности изучения предмета Информатика и ИКТ на старшей ступени, в том числе на повышенном уровне. 3. Возможности изучения предмета Технология на профильном уровне по 5 специальностям: «Тракторист-машинист категории BCEF», «Швея», «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», «Оператор ЭВМ», «Хозяйка сельского дома». (Для обучения по данным направлениям школа имеет достаточную материальную базу: школьный учебный комбинат, 3 трактора, 2 автомобиля, школьную теплицу). 4. Разнообразия элективных курсов, в том числе по технологическому профилю, которые позволяют дополнить профильные предметы, расширить образовательные возможности учащимся. 5. Дополнительного образования, представленного спектром кружков, элективных курсов, студий как в школе, так и учреждениях дополнительного образования. Реализация учащимися индивидуальной образовательной траектории, основанной на собственном выборе, определяет переход школы от классно-урочной к предметно-групповой форме организации образовательного процесса, которая позволяет учащемуся определить и реализовать индивидуальную образовательную траекторию. Класс сохраняется как единица учета, отчетности, воспитательной работы. Учащиеся посещают разные уроки в группах различного состава. Каждый ученик оказывается членом нескольких учебных коллективов, имеющих различные списочные составы. Выстраивается достаточно гибкая система, в центре которой оказывается ученик, постоянно находящийся в ситуации выбора и выстраивания собственной образовательной траектории, достижение которых осуществляется средствами педагогического сопровождения. В школе на старшей ступени общего образования по профильным программам обучаются 100% старшеклассников. Впервые за несколько лет имеем 100% успеваемость, обученность на «4» и «5» составляет 45-50%. Поступаемость выпускников школы в высшие учебные заведения составляет 43 - 45%, в техникумы и колледжи – 22 - 43%. При поступлении в различные учебные заведения профиль обучения выпускников в школе до 80% совпадает с направленностью и профилизацией учебных заведений. На сегодняшний день в школе профильным обучением охвачены учащиеся, поступившие в 10 класс из 5 образовательных учреждений района. На основании плана работы КИПК и ПРО в ноябре 2009 года на базе школы проведены курсы повышения квалификации для руководителей общеобразовательных учреждений района и Западного образовательного округа по теме «Организация индивидуального профильного обучения на старшей ступени общего образования», в результате которых педагогами школы и района созданы проекты: «Организация предпрофильной подготовки в сети учреждений Даровского района», «Индивидуальный учебный план как средство реализации профильного обучения». Таким образом, индивидуализация образования в условиях профильного обучения позволяет реализовать различные образовательные потребности обучающихся, их семей, работодателей, учреждений профессионального образования в общеобразовательных учреждениях различных видов.
Категория: материалы районного образовательного форума-2011 | Добавил: admina (23.03.2011)
Просмотров: 1282 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Copyright MyCorp © 2024
 Адрес: 612140, Кировская область, пгт Даровской, ул.Набережная, 8        
 приемная: 2-24-43,  начальник: 2-24-41, e-mail: ruodar@mail.ru