Образовательная среда как средство
развития
духовно-нравственного воспитания
личности ученика
Чельникова
Ольга Михайловна, директор МКОУ ООШ с.Верховонданка
«Одно правило
в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни,
в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить»
(Д.С.Лихачёв)
За последние годы в обществе сложилась кризисная
ситуация нравственного оскудения души человека. Задачу возрождения духовности
необходимо решать немедленно и начинать надо с воспитания детей. Школа
совместно с семьёй может взять на себя функцию духовно-нравственного воспитания
личности. Именно в школе ребёнок проводит основную часть дня, в этот период
наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному
развитию, гражданскому воспитанию. Что же может дать ребёнку современная школа
как учреждение воспитывающее, а не только обучающее? Однозначно на этот вопрос
ответить сложно, но, на наш взгляд, обязательными параметрами личностного
развития ребёнка должна быть ориентация на общечеловеческие ценности, а именно
патриотизм, гуманизм, семья, труд.
В Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России сказано: «Знание наук и незнание добра,
острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют
его личностное развитие». Очевидно, что школа должна стать не только обучающей,
но и воспитывающей. В нашей сельской малокомплектной школе всегда сохранялись
богатые традиции по нравственному воспитанию детей средствами урочной и
внеурочной деятельности, дополнительного образования.
Опыт работы по духовно-нравственному развитию личности
ребёнка обрёл определённую систему, которая у нас представлена в виде программы
«Мы – Россияне». Данная программа позволяет развить и воспитать лучшие качества
личности ребёнка. В Концепции духовно-нравственного развития личности ребёнка
под «современным воспитательным идеалом» подразумевается «высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, который принимает судьбу Отечества
как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей
страны». Модель выпускника нашей школы во многом отвечает требованиям
концепции, а программа «Мы – Россияне» ориентирована на развитие, прежде всего,
качеств гражданина своей страны. Формирование данных качеств проходит только в
деятельности, так как без деятельности нет воспитания.
Программа состоит из пяти разделов: «Всё начинается с
семьи», «Я – гражданин», «Хочешь быть здоров – будь им», «Интеллект»,
«Искусство жить достойно».
Один из главных разделов программы «Всё начинается с
семьи». Семья – духовная опора в жизни детей и взрослых, главный институт
воспитания личности ребёнка. Через семью ребёнок познаёт мир, взаимоотношения
между людьми, любовь к родной земле. Человек по-настоящему может быть счастлив
в семье, основанной на любви и уважении. Качества будущего семьянина необходимо
начинать воспитывать со школьной скамьи, то есть учить быть терпимыми к
окружающим людям, проявлять заботу друг о друге, уметь находить эмоциональный
отклик в своей душе на радость и горе окружающих. Во время уроков, классных
часов особенно много времени уделяется изучению темы «Семья», где формируются
лучшие качества будущего семьянина.
Следующий раздел программы «Я – гражданин». С конца
90-х в учебный план школы введён предмет краеведение, изучение которого далеко
не ограничивалось уроком. Это благодатный материал для воспитания чувства
патриотизма, уважения к малой родине, своей семье. Именно поэтому в 1999 году
был организован школьный краеведческий музей, который стал душой нашей школы.
Силами детей и педагогов собран огромный краеведческий материал, восстановлена
история 94 деревень верховонданского округа. Ряд исследовательских работ по
истории края и семьи «Христорождественская церковь», «Вятская деревня» получили
высокую оценку на областном уровне. Сегодня в музее пять экспозиций «Родной
край», «Земляки в боях за родину», «История школы», «70 лет Кировской области»,
«Крестьянская изба». Дети самостоятельно проводят экскурсии, описывают
экспонаты, пополняют экспозиции музея, занимаются поисковой деятельностью.
Музей – это не украшение школы, а рабочий кабинет учащихся и педагогов,
дополнительная возможность общения, отдыха, развития и воспитания качеств
гражданина. Нашему музею в 2010 году
присвоено звание «Образцовый школьный музей Кировской области».
Раздел «Хочешь быть здоров – будь им» предполагает
формирование понимания ребёнком здоровья как высшей ценности человека, к
которой необходимо относиться бережно. Система классных часов, уроки физической
культуры дают понятие о здоровом образе жизни, к которому необходимо стремиться
каждому. Спорт – это одно из приоритетных направлений совместной деятельности
педагогов, учащихся и родителей. Почти все учащиеся среднего звена являются
членами сборной команды по лёгкой атлетике, лыжам, баскетболу, туристских соревнований.
Долгие годы школа являлась победителем районной Спартакиады школьников. В
настоящее время в школе реализуется проект «Туристское мастерство». Это
дополнительная возможность для самореализации учащихся, приобретения во время
туристских походов дополнительного опыта и испытания собственного Я. Команда
школы на протяжении нескольких лет участвует в районных соревнованиях и имеет
определённые результаты, так в 2010 году заняла второе место в районных
туристских соревнованиях.
В настоящее время в обществе существует запрос на
компетентную личность, способную к самообразованию и самореализации. В нашей программе это раздел «Интеллект».
Вопросам развития интеллектуальных способностей и мотивации на познавательную
деятельность учащихся уделяется внимание не только во время урока, но и во
внеурочной работе. С целью развития познавательного интереса у учащихся школы
реализуется проект «Интеллектуальный марафон». В начале каждого учебного года
проходит открытие игры, где дети получают первые баллы. В течение года
наглядный экран «К успеху шаг за шагом» пополняется заработанными баллами в
интеллектуальных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно»,
«Вятская шкатулка», «Кит» и т.д. Участие в викторинах, олимпиадах, техника
чтения, ораторское мастерство, выступления на конференции исследовательских
работ и проектов оцениваются определённой системой баллов, которая утверждена
Положением. В конце учебного года проходит закрытие «Интеллектуального
марафона» с присуждением звания «Магистр наук», «Бакалавр», «Умник».
Непроизвольно в игру бывают вовлечены все ученики. Чем ближе к концу учебного
года, тем напряжённее борьба. Этот проект успешно реализуется несколько лет,
позволяет сделать процесс познания непринуждённым и интересным.
На наш взгляд, программа была бы не полной, если бы мы
не затронули вопросы культуры поведения в обществе, которые освещает раздел
«Искусство жить достойно». Жить достойно – значит уважительно относиться к
окружающим людям, знать правила этики. Хорошим примером для подражания и воспитания
этических норм поведения является педагогический коллектив. Общение педагогов,
родителей и учащихся строится на взаимоуважении. Знание набора определённых
правил поможет социализироваться в обществе, стать успешным в жизни.
Таким образом, вся работа по реализации содержания
программы духовно-нравственного развития личности учащихся направлена на
результат – воспитание высоконравственного, ответственного, инициативного,
компетентного гражданина России.
|