Герб Даровского района УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ   
ДАРОВСКОГО РАЙОНА 
официальный сайт управления образования администрации Даровского района Кировской области 
  
       

Каталог статей

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 22:24

Главная » Статьи » материалы районного образовательного форума-2011

Образовательная среда как средство развития духовно-нравственного воспитания личности ученика

Образовательная среда как средство развития

духовно-нравственного воспитания личности ученика

 

Чельникова Ольга Михайловна, директор МКОУ ООШ с.Верховонданка

 

«Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить» (Д.С.Лихачёв)

 

За последние годы в обществе сложилась кризисная ситуация нравственного оскудения души человека. Задачу возрождения духовности необходимо решать немедленно и начинать надо с воспитания детей. Школа совместно с семьёй может взять на себя функцию духовно-нравственного воспитания личности. Именно в школе ребёнок проводит основную часть дня, в этот период наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Что же может дать ребёнку современная школа как учреждение воспитывающее, а не только обучающее? Однозначно на этот вопрос ответить сложно, но, на наш взгляд, обязательными параметрами личностного развития ребёнка должна быть ориентация на общечеловеческие ценности, а именно патриотизм, гуманизм, семья, труд.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: «Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие». Очевидно, что школа должна стать не только обучающей, но и воспитывающей. В нашей сельской малокомплектной школе всегда сохранялись богатые традиции по нравственному воспитанию детей средствами урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования.

Опыт работы по духовно-нравственному развитию личности ребёнка обрёл определённую систему, которая у нас представлена в виде программы «Мы – Россияне». Данная программа позволяет развить и воспитать лучшие качества личности ребёнка. В Концепции духовно-нравственного развития личности ребёнка под «современным воспитательным идеалом» подразумевается «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, который принимает судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны». Модель выпускника нашей школы во многом отвечает требованиям концепции, а программа «Мы – Россияне» ориентирована на развитие, прежде всего, качеств гражданина своей страны. Формирование данных качеств проходит только в деятельности, так как без деятельности нет воспитания.

Программа состоит из пяти разделов: «Всё начинается с семьи», «Я – гражданин», «Хочешь быть здоров – будь им», «Интеллект», «Искусство жить достойно».

Один из главных разделов программы «Всё начинается с семьи». Семья – духовная опора в жизни детей и взрослых, главный институт воспитания личности ребёнка. Через семью ребёнок познаёт мир, взаимоотношения между людьми, любовь к родной земле. Человек по-настоящему может быть счастлив в семье, основанной на любви и уважении. Качества будущего семьянина необходимо начинать воспитывать со школьной скамьи, то есть учить быть терпимыми к окружающим людям, проявлять заботу друг о друге, уметь находить эмоциональный отклик в своей душе на радость и горе окружающих. Во время уроков, классных часов особенно много времени уделяется изучению темы «Семья», где формируются лучшие качества будущего семьянина.

Следующий раздел программы «Я – гражданин». С конца 90-х в учебный план школы введён предмет краеведение, изучение которого далеко не ограничивалось уроком. Это благодатный материал для воспитания чувства патриотизма, уважения к малой родине, своей семье. Именно поэтому в 1999 году был организован школьный краеведческий музей, который стал душой нашей школы. Силами детей и педагогов собран огромный краеведческий материал, восстановлена история 94 деревень верховонданского округа. Ряд исследовательских работ по истории края и семьи «Христорождественская церковь», «Вятская деревня» получили высокую оценку на областном уровне. Сегодня в музее пять экспозиций «Родной край», «Земляки в боях за родину», «История школы», «70 лет Кировской области», «Крестьянская изба». Дети самостоятельно проводят экскурсии, описывают экспонаты, пополняют экспозиции музея, занимаются поисковой деятельностью. Музей – это не украшение школы, а рабочий кабинет учащихся и педагогов, дополнительная возможность общения, отдыха, развития и воспитания качеств гражданина. Нашему музею в 2010  году присвоено звание «Образцовый школьный музей Кировской области».

Раздел «Хочешь быть здоров – будь им» предполагает формирование понимания ребёнком здоровья как высшей ценности человека, к которой необходимо относиться бережно. Система классных часов, уроки физической культуры дают понятие о здоровом образе жизни, к которому необходимо стремиться каждому. Спорт – это одно из приоритетных направлений совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей. Почти все учащиеся среднего звена являются членами сборной команды по лёгкой атлетике, лыжам, баскетболу, туристских соревнований. Долгие годы школа являлась победителем районной Спартакиады школьников. В настоящее время в школе реализуется проект «Туристское мастерство». Это дополнительная возможность для самореализации учащихся, приобретения во время туристских походов дополнительного опыта и испытания собственного Я. Команда школы на протяжении нескольких лет участвует в районных соревнованиях и имеет определённые результаты, так в 2010 году заняла второе место в районных туристских соревнованиях.

В настоящее время в обществе существует запрос на компетентную личность, способную к самообразованию и самореализации.  В нашей программе это раздел «Интеллект». Вопросам развития интеллектуальных способностей и мотивации на познавательную деятельность учащихся уделяется внимание не только во время урока, но и во внеурочной работе. С целью развития познавательного интереса у учащихся школы реализуется проект «Интеллектуальный марафон». В начале каждого учебного года проходит открытие игры, где дети получают первые баллы. В течение года наглядный экран «К успеху шаг за шагом» пополняется заработанными баллами в интеллектуальных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Вятская шкатулка», «Кит» и т.д. Участие в викторинах, олимпиадах, техника чтения, ораторское мастерство, выступления на конференции исследовательских работ и проектов оцениваются определённой системой баллов, которая утверждена Положением. В конце учебного года проходит закрытие «Интеллектуального марафона» с присуждением звания «Магистр наук», «Бакалавр», «Умник». Непроизвольно в игру бывают вовлечены все ученики. Чем ближе к концу учебного года, тем напряжённее борьба. Этот проект успешно реализуется несколько лет, позволяет сделать процесс познания непринуждённым и интересным.

На наш взгляд, программа была бы не полной, если бы мы не затронули вопросы культуры поведения в обществе, которые освещает раздел «Искусство жить достойно». Жить достойно – значит уважительно относиться к окружающим людям, знать правила этики. Хорошим примером для подражания и воспитания этических норм поведения является педагогический коллектив. Общение педагогов, родителей и учащихся строится на взаимоуважении. Знание набора определённых правил поможет социализироваться в обществе, стать успешным в жизни.

Таким образом, вся работа по реализации содержания программы духовно-нравственного развития личности учащихся направлена на результат – воспитание высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России.

 

Категория: материалы районного образовательного форума-2011 | Добавил: admina (22.06.2011)
Просмотров: 1837 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Copyright MyCorp © 2024
 Адрес: 612140, Кировская область, пгт Даровской, ул.Набережная, 8        
 приемная: 2-24-43,  начальник: 2-24-41, e-mail: ruodar@mail.ru