Истоки дарования Зубарева
Вера Владимировна, Груздева
Юлия Алексеевна,
педагоги
дополнительного
образования
МКОУ ДОД
Дом
детского творчества
пгт
Даровской Кировской обл.
Всё началось с названия нашего поселка… Даровское,
Даровая, Дор…. На сегодняшний день существует несколько версий, объясняющих
происхождение названия поселка:
1) название произошло от протекающей рядом с поселением
речки Даровой;
2) старожил Я.Ф.Башмаков объяснил происхождение названия
поселка так: «по преданию под застройку расчищали лесной массив: корчевали
деревья, сжигали пни и отдавали эти участки малоземельным крестьянам во
временное пользование. Отдавали бесплатно, даром. От выражения «даровые земли»
и возникло название реки и поселка…»;
3) название поселка включает в себя понятие «дарование»,
которое говорит о жителях нашего
поселка как трудолюбивых, талантливых людях, готовых дарить и передавать свои
умения, навыки из поколения в поколение.
Придерживаясь третьей версии, возникает интерес к выявлению и развитию
талантливых детей. Президент РФ Д.А.Медведев в послании Федеральному Собранию
от 5 ноября 2008 года заявил о необходимости возрождения российской
образовательной системы одновременно с реализацией стандартов общего
образования. «Должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки
талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления
личности».
Поиск талантливых детей в условиях учреждения
дополнительного образования не прост, но его требуют современное общество,
родители. Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины
бывают открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он рисует, сочиняет
стихи… Нужно очень постараться, чтобы не заметить очевидного: этот ребенок –
талант. Таких детей очень мало.
Гораздо больше детей с «закрытыми раковинами». Талант
есть, нужно приложить усилия для того, чтобы его разглядеть и развить. Не у
всех детей, к сожалению, хватает на это времени и желания.
Наш проект «Истоки дарования» как раз и направлен на
то, чтобы найти детей талантливых, помочь им раскрыться, научить их секретам
какого-либо мастерства, а кому-то даже и помочь определиться с выбором будущей
профессии.
Основной идеей проекта является объединение усилий
педагогов, родителей, творческой общественности с целью создания благоприятных
условий для реализации творческого потенциала детей.
На протяжении последних трёх лет в Доме детского
творчества ведётся работа с талантливыми детьми в области
декоративно-прикладного творчества. Практическую помощь и поддержку в этом
направлении оказывают даровские умельцы (супруги Криницыны, А.А.Предеин – резьба
по дереву, Н.А.Швалёва – плетение из лозы, Н.А.Бобров – художник).
Целью проекта является создание эффективной системы
работы, развивающей и поддерживающей талантливых детей, обеспечивающей их
личностный рост посредством декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
-
Организация
работы по ранней диагностике, целенаправленному выявлению и отбору талантливых
детей.
-
Обеспечение
максимально благоприятных условий для реализации творческих способностей.
-
Внедрение нового
содержания образования, прогрессивных технологий работы с талантливыми детьми в
области декоративно-прикладного творчества.
-
Стимулирование
творческой деятельности талантливых детей.
Система работы с талантливыми детьми в условиях
учреждения дополнительного образования имеет следующее содержание:
1. Выявление талантливых детей:
-
анализ особых
успехов и достижений воспитанника;
-
диагностика
потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических
служб.
2. Помощь талантливым детям в самореализации их
творческой направленности:
-
создание для
ребёнка ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание;
-
участие детей в
творческих конкурсах, выставках по декоративно-прикладному творчеству.
3. Контроль над развитием познавательной деятельности
талантливых детей:
-
тематический
контроль знаний;
-
контроль за
обязательным участием талантливых детей в конкурсах, выставках разного уровня.
4. Поощрение одарённых детей:
-
публикации в СМИ;
-
система поддержки
талантливых детей на уровне муниципалитета;
-
награждение детей
на итоговом празднике.
5. Работа с родителями талантливых детей:
-
совместная
практическая деятельность талантливого ребёнка и родителей;
-
поддержка и
поощрение родителей талантливых детей на уровне УДО.
Наши достижения в декоративно-прикладном
творчестве
2009
год:
- Районный уровень: I место – 1 человек, II место – 1 человек, III место – 2 человека.
- Областной уровень: I место
– 1 человек, II место – 2 человека, III место – 2 человека.
2010
год:
- Районный уровень: I место – 4 человека, II место – 3 человека, III место – 2 человека.
- Областной уровень: I место
– 1 человек, II место – 3 человека, III место – 3 человека.
Для многих детей конкурсы стали стартовой площадкой
для выбора дальнейшего жизненного пути. Можно говорить о том, что для них
занятия в Доме детского творчества помогли утвердиться с профессиональным выбором.
В ходе дальнейшей работы с талантливыми детьми в
учреждении дополнительного образования Дом детского творчества предстоит
продолжить:
- расширенную систему
конкурсов, соревнований и иных творческих испытаний по
декоративно-прикладному творчеству;
- внедрение индивидуальных образовательных
программ;
- участие в профильных лагерях для самореализации и
саморазвития детей;
- сетевое
взаимодействие с другими образовательными учреждениями по проблеме
"Система педагогической поддержки и сопровождение талантливых
детей".
Таким образом, эффективность проекта «Истоки
дарования» состоит в создании системы работы, развивающей и поддерживающей
талантливых детей и обеспечивающей их личностное развитие посредством
декоративно-прикладного творчества. |