Герб Даровского района УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ   
ДАРОВСКОГО РАЙОНА 
официальный сайт управления образования администрации Даровского района Кировской области 
  
       

Каталог статей

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 05:33

Главная » Статьи » материалы районного образовательного форума-2011

Использование возможностей русской культуры в системе становления, развития и образования личности обучающихся

Использование возможностей русской культуры

в системе  становления, развития и

образования личности обучающихся

 

Олюнина Маргарита Сергеевна, директор МКОУ Заборская основная общеобразовательная школа

 

«Сегодня ничего не нужно изобретать, нужно только по-хозяйски подойти к подлинному изучению родной культуры, откуда и вырисовывается  образ нашей школы. Сегодня каждая школа, независимо  от ее типа, должна расти из русской культуры, традиций,  из русской истории, родного края, краеведения». (И. Гончаров, профессор Российского государственного университета)

 

Сегодня, в эпоху небывалых темпов развития цивилизации, здравомыслящая часть человечества как никогда ранее взволнована состоянием планеты, глобальными проблемами экологии природы и человека. Осмысление сложившейся экологической ситуации неизменно выводит на круг глубинных культурологических вопросов. В итоге же все сводится к одной стержневой проблеме — необходимости восстановления духовности. Современные условия требуют от нас особенно активной жизненной позиции и скорых позитивных решений. 
Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ — народной философии, мудрости традиционного мировоззрения. Актуальность проблематики очевидна. Доказательством этого является сегодняшняя активизация этнического самосознания нашего народа, повышенное внимание к своему культурному наследию. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры. 
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в нашей  стране, усугубляются кризисом в нравственной и духовной сфере жизни человека. Сегодня как никогда  важна роль духовно-нравственных ценностей в развитии общества, ибо будущее нашей страны в первую очередь зависит не от новых промышленных технологий, а от духовно-нравственного потенциала молодежи, от ее доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от ее любви к своей Родине.

Вполне закономерно в этом направлении активизировалась педагогическая мысль. Поиск путей эффективности  воспитательного процесса  в формировании данных качеств в нашей школе привёл к использованию возможностей русской культуры в системе  становления, развития и образования личности обучающихся. 

Школа ставит своей целью обеспечение необходимых условий для личностного развития ребенка, развития его индивидуальных способностей, укрепления здоровья, личностного и профессионального самоопределения, адаптацию личности к жизни в обществе, организацию содержательного досуга на основе постижения и освоения традиционной русской культуры.

Обращение к русской культуре  как целостной системе возникло не случайно,  коллектив школы  считает,  что она позволяет найти целостный подход в единстве познания и разнообразных форм деятельности,  и обеспечивает осознанное и активное участие школьника в творческом преобразовательном процессе в любых сферах общественной жизни.

В связи с этим  мы и разработали концепцию воспитательной системы «Школа русской культуры», реализацией которой занимаемся 3 года  через  следующие направления работы:

                         - проект «Россиянин»

                         - проект «Традиции»

                         - проект «Семьянин»

                         - проект «Здоровье»

В связи с этим в образовательный  процесс включаем разнообразные формы классных, внеклассных занятий, сориентированных на постижение духовно-содержательных аспектов русской культуры  в единстве восприятия и созидательной деятельности на основе общения и сотворчества.                                                                                               

Для  духовного  воспитания  личности ребенка  через урок и внеклассную работу проводится  педагогами   школы целенаправленная деятельность  в этом направлении. Была проведена методическая декада «Использование возможностей русской культуры в системе  становления, развития и образования личности обучающихся», организован психолого-педагогический семинар по этнопедагогике, проведены педсоветы «Духовное воспитание личности в образовательном процессе», «Развитие творческих способностей учащихся в урочное время», «Воспитательный аспект урока».  В результате   учителями  были разработаны концепции  по духовному  воспитанию личности на уроках и внеклассной работе по предметам, выбраны направления деятельности по духовному воспитанию, разработана модель урока, направленная на  духовное воспитание учащихся на основе русской культуры.

Отбор содержания  учебных предметов создает условия для того, чтобы дать ученикам представление о национальном характере народа; о людях, прославивших Россию; о трудовых традициях, народных ремеслах; о нравственных ценностях; о природных богатствах своего края.    Особенно много внимания уделяется русской и, в частности, народной культуре на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории, где изучается целостность народного искусства,  которая проявляется в знаках, символах, ритуалах, фольклоре, сказках, поверьях, пословицах, декоративно-прикладном искусстве.

Предметные недели, проводимые в школе, направлены на приобщение учащихся к духовной культуре, на развитие творческих способностей учащихся.

«Недели искусства» позволяют приобщить учащихся к миру искусства как неотъемлемой части духовной культуры общества, познакомить с особенностями народного искусства. Проводятся интеллектуальные игры по народному искусству, выставки творческих работ учащихся, учителей, родителей, народные гуляния.

Организация в школе проектной деятельности позволяет воспитывать у учащихся интерес к истории деревни, школы, известным людям района, культуре, народным традициям.

Целенаправленная и организованная учебно-воспитательная деятельность преподавателей в единстве с учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью учащихся  позволяет создать в школе  среду для духовного нравственного воспитания учащихся. 

По своей природе народные традиции гуманистичны, обращены к человеку: в них  потребность в труде, гармония человека с природой, гуманистическое общение, проявление талантов и лучших качеств человека: достоинства, совести, милосердия, терпимости,   заботы о сохранении окружающей среды, снисхождения к слабому, отвращения к насилию, - они оказывают нормативно-регулятивное воздействие, способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступают важнейшим средством личностного развития детей.

Особенно успешно это происходит в процессе усвоения, присвоения образцов деятельности и поведения, заложенных в народной культуре, традициях и обычаях, когда растущий человек открыт к восприятию социальных образцов. Народные  традиции, духовная культура выступают здесь реальным, веками проверенным и отточенным регулятором развивающегося самосознания и поведения растущего человека.

С погружением ребенка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером.

Мы уверены, воспитание ребенка посредством народных традиций не только желательно, но и крайне необходимо.

В работе применяются  различные формы внеклассных  мероприятий  (посиделки, ярмарки, гулянья, праздники). Это, прежде всего, система народных праздников. Основные праздники народного календаря (Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Покров и другие) пытаемся организовать  и проводить на основе местных традиций.

В результате  освоения народных традиций, дети узнают историю  своей  семьи, школы, села, района, страны, культурные традиции  своего края:  песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники;  замечательных людей  села, района, области, страны.

Для знакомства с традициями и жизненным укладом русского народа ученики и педагоги школы побывали в краеведческих музеях поселка Даровской, городов Котельнича и Кирова.

В ходе совместной творческой деятельности  изменяется характер отношений учащихся, учителей, родителей.  Они  становятся  более  открытыми, добрыми, гостеприимными, внимательными  друг к другу. Повышается уровень познавательного  интереса.

Мы стараемся  привлечь родителей к соучастию в школьной жизни, понимая, как много значит сближение интересов детей и родителей для их развития.

Организация жизнедеятельности школы основана на принципах проживания большой и дружной "семьи” взрослых и детей; создания микроклимата дома; включения семьи ребенка в жизнь школы. Это дает возможность пережить современному ребенку чувство общинности или "соборности”, способствует активизации процесса социализации, гармонизации личностных и общественных качеств индивидуума в условиях коллектива, что приводит к адаптации к определенным социальным условиям.  

Категория: материалы районного образовательного форума-2011 | Добавил: admina (22.06.2011)
Просмотров: 885 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Copyright MyCorp © 2024
 Адрес: 612140, Кировская область, пгт Даровской, ул.Набережная, 8        
 приемная: 2-24-43,  начальник: 2-24-41, e-mail: ruodar@mail.ru