Дополнительное
образование
как один из
факторов успешного развития личности детей
с
ограниченными возможностями здоровья
Плюснина
Лидия Федотовна, директор МКОУ для детей-сирот с ОВЗ VIII вида им. Г.С.Плюснина с.Верховонданка
«В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».
(Сократ)
В Верховонданской школе-интернате обучается и
воспитывается 138 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с
ограниченными возможностями здоровья. Наличие дефекта и специфические
особенности нахождения ребёнка в подобных образовательных заведениях
обуславливают актуальность создания образовательной среды, способствующей
жизненному и профессиональному самоопределению воспитанников, созданию условий
для их самореализации.
Решению обозначенной выше проблемы в наибольшей мере
способствует организация системы дополнительного образования. В Концепции
модернизации российской системы образования определены важность и значение
системы дополнительного образования детей.
В коррекционной школе дополнительное образование
преследует следующую цель – создание условий для обеспечения максимального
развития индивидуальных способностей воспитанников, способствующих их
социализации и социальной адаптации, обеспечение преемственности с учреждениями
начального и среднего профессионального образования.
Дополнительное образование формирует у воспитанника
самосознание, ощущение ценности собственной личности. Ребёнок удовлетворяет
свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и
объёме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.
Вся система дополнительного образования в школе
работает по следующим направлениям:
-
художественно-прикладное
-
музыкально-исполнительское
-
информационные
технологии
-
спортивно-оздоровительное
-
туристско-краеведческое
-
социально-экономическое
Такой спектр видов деятельности в системе
дополнительного образования решает следующие задачи:
-
развитие
творческих способностей детей;
-
развитие их
познавательных интересов;
-
формирование
мотивации успеха;
-
создание условий
для самоутверждения и допрофессионального самоопределения;
-
коррекция и
развитие личности.
Система дополнительного образования Верховонданской
школы-интерната прошла несколько уровней:
I уровень – характеризовался случайным набором кружков,
секций, их работа мало сочетала имеющиеся материалы, перспективные возможности.
II уровень – появились объединения учащихся по
интересам, но не было продуманной программы деятельности. Работа распадалась на
отдельные фрагменты, т.к. не была достаточно продумана.
III уровень – дополнительное образование детей оформилось
в отдельное подразделение школы единой образовательной программы, а педагоги
начали координировать свою деятельность в рамках программы творческого развития
детей.
Следуя этой программе, в школе создано творческое
объединение «В каждом человеке солнце», которое включает 10 студий
дополнительного образования, охватившие почти всех воспитанников школы.
Объединение имеет свой Устав, Гимн, эмблему, девиз.
В начале учебного года руководители определяют задачи,
содержание, формы и перспективы деятельности своих студий. Главный принцип
работы каждого педагога дополнительного образования – развитие творческих
способностей детей и обеспечение каждому ребёнку чувства успеха, уверенности в
себе.
Общее руководство работой студий осуществляет совет объединения, в который входят
директор школы, педагог-организатор, руководители студий и детский актив.
Л.С.Выготский указывает: «Приобретённые в коллективе
формы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребёнка, что
является принципом построения высших психических функций и их становления».
Таким образом, вся работа по развитию творческих
способностей детей ведётся в форме коллективных творческих дел, объединённых
одной идеей.
Развитие творческих способностей детей отслеживается в
процессе коллективной игры «Звёзды школы», даёт новый импульс детям для
творческих достижений, для самосовершенствования.
Представление и отчёт, награждения студийцев и
руководителей студий проходит на общешкольном фестивале объединения «Солнечный
круг».
Сегодня мы можем сказать, что опыты прошедших 10-12
лет в плане дополнительного образования детей с ограниченными возможностями
здоровья не прошли даром. (Результативность, награды педагогов и воспитанников
2009-2010 г.г.).
Работа каждого педагога дополнительного образования оценивается, она видна по
результатам, успешности детей в конкурсах, концертах, выставках, олимпиадах,
соревнованиях. 140 грамот и дипломов с сентября 2009 г. по февраль 2011 г. за свою успешность
получили воспитанники и педагоги школы.
Опыт работы по организации дополнительного образования
был представлен на всероссийском и международном уровне и получил одобрение
педагогического сообщества.
В мае 2009 года в школе-интернате состоялся семинар
директоров коррекционных учреждений области, где был представлен опыт работы по
теме «Дополнительное образование как один из факторов успешного развития
личности детей с ограниченными возможностями здоровья».
«Данное учреждение неслучайно было выбрано базой
проведения семинара, так как воспитанники школы-интерната являются победителями
районных, областных, российских и международных выставок детского творчества»
(из статьи к.п.н. Крестининой Ирины Алексеевны, КИПК и ПРО).
Мнения участников семинара: «Талантливый директор,
творческий коллектив, сложившаяся система работы по дополнительному
образованию, новые интересные разнообразные формы работы, у ребёнка есть право
выбора направлений дополнительного образования, учитываются возможности детей и
их интересы, прекрасная материально-техническая база и т.д.» (материалы сайта
КИПК и ПРО, отзывы директоров).
Итак:
-
Дополнительное
образование детей способствует практическому приложению знаний и навыков,
полученных на уроках.
-
В условиях
дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал,
навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной
организации свободного времени.
-
Дополнительное
образование решает проблему и социальной адаптации и профессионально помогает
выпускнику сделать правильный выбор.
-
Основное и
дополнительное образование не могут существовать друг без друга, ибо по
отдельности они односторонни и неполноценны.
Сегодня наша задача – IV уровень
дополнительного образования, который предполагает интеграцию основного и
дополнительного образования детей. На этом уровне деятельность строится с
учётом основного развития образовательного учреждения в целом.
В 10-11 классах уже два года часы школьного компонента
включают: краеведение – 2 часа, домоводство – 2 часа, семейная экономика – 2 ч.
Развитие системы дополнительного образования зависит
во многом от успешности обеспечения условий. Всё необходимое: программы,
кабинеты, материалы, средства, консультацию преподаватели получают
своевременно.
Образование должно быть комплексным, обеспечивающим
полноценное развитие ребёнка. |