Герб Даровского района УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ   
ДАРОВСКОГО РАЙОНА 
официальный сайт управления образования администрации Даровского района Кировской области 
  
       

Каталог статей

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 29.03.2024, 18:36

Главная » Статьи » материалы районного образовательного форума-2011

Дополнительное образование как один из факторов успешного развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья

Дополнительное образование

как один из факторов успешного развития личности детей

с ограниченными возможностями здоровья

 

Плюснина Лидия Федотовна, директор МКОУ для детей-сирот с ОВЗ VIII вида им. Г.С.Плюснина с.Верховонданка

 

«В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». (Сократ)

 

В Верховонданской школе-интернате обучается и воспитывается 138 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья. Наличие дефекта и специфические особенности нахождения ребёнка в подобных образовательных заведениях обуславливают актуальность создания образовательной среды, способствующей жизненному и профессиональному самоопределению воспитанников, созданию условий для их самореализации.

Решению обозначенной выше проблемы в наибольшей мере способствует организация системы дополнительного образования. В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей.

В коррекционной школе дополнительное образование преследует следующую цель – создание условий для обеспечения максимального развития индивидуальных способностей воспитанников, способствующих их социализации и социальной адаптации, обеспечение преемственности с учреждениями начального и среднего профессионального образования.

Дополнительное образование формирует у воспитанника самосознание, ощущение ценности собственной личности. Ребёнок удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объёме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.

Вся система дополнительного образования в школе работает по следующим направлениям:

-          художественно-прикладное

-          музыкально-исполнительское

-          информационные технологии

-          спортивно-оздоровительное

-          туристско-краеведческое

-          социально-экономическое

Такой спектр видов деятельности в системе дополнительного образования решает следующие задачи:

-          развитие творческих способностей детей;

-          развитие их познавательных интересов;

-          формирование мотивации успеха;

-          создание условий для самоутверждения и допрофессионального самоопределения;

-          коррекция и развитие личности.

Система дополнительного образования Верховонданской школы-интерната прошла несколько уровней:

I уровень – характеризовался случайным набором кружков, секций, их работа мало сочетала имеющиеся материалы, перспективные возможности.

II уровень – появились объединения учащихся по интересам, но не было продуманной программы деятельности. Работа распадалась на отдельные фрагменты, т.к. не была достаточно продумана.

III уровень – дополнительное образование детей оформилось в отдельное подразделение школы единой образовательной программы, а педагоги начали координировать свою деятельность в рамках программы творческого развития детей.

Следуя этой программе, в школе создано творческое объединение «В каждом человеке солнце», которое включает 10 студий дополнительного образования, охватившие почти всех воспитанников школы. Объединение имеет свой Устав, Гимн, эмблему, девиз.

В начале учебного года руководители определяют задачи, содержание, формы и перспективы деятельности своих студий. Главный принцип работы каждого педагога дополнительного образования – развитие творческих способностей детей и обеспечение каждому ребёнку чувства успеха, уверенности в себе.

Общее руководство работой         студий осуществляет совет объединения, в который входят директор школы, педагог-организатор, руководители студий и детский актив.

Л.С.Выготский указывает: «Приобретённые в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребёнка, что является принципом построения высших психических функций и их становления».

Таким образом, вся работа по развитию творческих способностей детей ведётся в форме коллективных творческих дел, объединённых одной идеей.

Развитие творческих способностей детей отслеживается в процессе коллективной игры «Звёзды школы», даёт новый импульс детям для творческих достижений, для самосовершенствования.

Представление и отчёт, награждения студийцев и руководителей студий проходит на общешкольном фестивале объединения «Солнечный круг».

Сегодня мы можем сказать, что опыты прошедших 10-12 лет в плане дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья не прошли даром. (Результативность, награды педагогов и воспитанников 2009-2010 г.г.). Работа каждого педагога дополнительного образования оценивается, она видна по результатам, успешности детей в конкурсах, концертах, выставках, олимпиадах, соревнованиях. 140 грамот и дипломов с сентября 2009 г. по февраль 2011 г. за свою успешность получили воспитанники и педагоги школы.

Опыт работы по организации дополнительного образования был представлен на всероссийском и международном уровне и получил одобрение педагогического сообщества.

В мае 2009 года в школе-интернате состоялся семинар директоров коррекционных учреждений области, где был представлен опыт работы по теме «Дополнительное образование как один из факторов успешного развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья».

«Данное учреждение неслучайно было выбрано базой проведения семинара, так как воспитанники школы-интерната являются победителями районных, областных, российских и международных выставок детского творчества» (из статьи к.п.н. Крестининой Ирины Алексеевны, КИПК и ПРО).

Мнения участников семинара: «Талантливый директор, творческий коллектив, сложившаяся система работы по дополнительному образованию, новые интересные разнообразные формы работы, у ребёнка есть право выбора направлений дополнительного образования, учитываются возможности детей и их интересы, прекрасная материально-техническая база и т.д.» (материалы сайта КИПК и ПРО, отзывы директоров).

Итак:

-          Дополнительное образование детей способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных на уроках.

-          В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

-          Дополнительное образование решает проблему и социальной адаптации и профессионально помогает выпускнику сделать правильный выбор.

-          Основное и дополнительное образование не могут существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны.

Сегодня наша задача – IV уровень дополнительного образования, который предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей. На этом уровне деятельность строится с учётом основного развития образовательного учреждения в целом.

В 10-11 классах уже два года часы школьного компонента включают: краеведение – 2 часа, домоводство – 2 часа, семейная экономика – 2 ч.

Развитие системы дополнительного образования зависит во многом от успешности обеспечения условий. Всё необходимое: программы, кабинеты, материалы, средства, консультацию преподаватели получают своевременно.

Образование должно быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребёнка.

Категория: материалы районного образовательного форума-2011 | Добавил: admina (22.06.2011)
Просмотров: 3555 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Copyright MyCorp © 2024
 Адрес: 612140, Кировская область, пгт Даровской, ул.Набережная, 8        
 приемная: 2-24-43,  начальник: 2-24-41, e-mail: ruodar@mail.ru