«Удивительные
педагоги», «коллектив работает единой командой», «ученикам повезло, что они
учатся именно в этой школе», «инициативный руководитель», «преданность своему
делу» и т.д. – такие отзывы прозвучали при подведении итогов работы семинара «О
работе педколлектива школы по реализации концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России». Проведение семинара стало закономерным
продолжением выступления школы на районном образовательном форуме «Открытость.
Качество. Развитие», где они представляли проект «Мы – россияне». Проект был
отмечен Дипломом управления образования.
Духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной
образовательной системы. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать
гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян,
готовить их к жизни в высокотехнологичном конкуретном мире. Решение этой задачи
возможно только при условии интегративности программ, т.е. через основные виды
деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно
полезную. Именно такую систему работы со взаимосвязанными компонентами и
увидели участники семинара в Верховонданской школе. Коллектив реализует
общешкольную программу «Мы – россияне», рассчитанную на 4 года. Сейчас идёт
этап реализации программы. О.М.Чельникова, директор школы, рассказала о
подготовительном этапе программы, об условиях реализации программы, о кадровом
составе. Нужно отметить, что ресурсы для реализации данной программы в школе
есть. Современная материальная база (беспроводной Интернет, 3 проектора,
интерактивная доска, достаточное количество компьютеров, ноутбуков, обновлённая
мебель), хороший библиотечный фонд, школьный краеведческий музей, имеющий
звание образцового, высококвалифицированные кадры (среди 8 педагогов 2
Отличника народного просвещения, 1 педагог удостоен знака «Педагогическая
слава», все педагоги имеют квалификационные категории) – всем этим по праву
может гордиться верховонданская школа.
Программа «Мы
– россияне» состоит из 5 разделов. Первый раздел «Всё начинается с семьи» и
программу «Семья» представляла Зыкина Г.А., учитель начальных классов. Данный
раздел решает задачу воспитания семьянина, раскрывает понятие семьи, её
ценности. Отмечается формирующая роль семьи в воспитании гражданина. Галина
Алексеевна отметила, что привлечение родителей к участию в совместных
мероприятиях - эффективная форма работы. Один из проектов совместного
творчества представляла на семинаре Ладыгина А., ученица 4 класса, её проект
называется «Мурасик», посвящён самостоятельному созданию мягкой игрушки.
Второй
раздел - «Я – гражданин», один из
ожидаемых результатов которого – наличие гражданской позиции. Береснева Г.Г.,
учитель истории, представила проект «Малая родина». Под руководством Галины
Германовны в школе ведётся большая исследовательская работа по изучению родного
края. Ребята пишут проекты, ведут исследования по истории села, собирают
материал о его жителях. В ходе семинара были представлены некоторые работы
учащихся: Слобожанинова В. выступила со своей работой «История
Христорождественской церкви и её притча», Вохмянин А. презентовал
исследовательскую работу «Верховонданские парни в афганской войне», Криницын Е.
представлял проект «Чернобыльская АЭС» (руководитель проекта Мочалова Т.Л.).
Педагогом вместе с ребятами в школьном краеведческом музее собран богатейший материал по истории
села и школы, оформлены тематические экспозиции. Работа музея тесно связана с
реализацией основной программы школы «Мы – россияне». Участникам семинара был
показан небольшой фрагмент фольклорного праздника «Масленица», инсценировка
проходила в зале музея «Крестьянская изба».
Зубарев Ю.В.,
учитель физики и трудового обучения, представлял третий раздел программы
«Хочешь быть здоров – будь им», направленный на воспитание у учащихся
потребности в здоровом образе жизни. Юрий Васильевич – инициатор развития
туристского движения, в которое вовлечена практически вся школа (проект
«Туристское мастерство»).
«Интеллект» -
так называется четвёртый раздел программы «Мы – россияне». Мочалова Т.Л.,
учитель биологии, рассказала об общешкольной игре «Интеллектуальный марафон»,
которая ведётся в течение всего учебного года и очень популярна среди учащихся
школы. Данная игра является хорошей мотивацией к учебной деятельности.
Заканчивается
общешкольная программа духовно-нравственного развития и воспитания разделом
«Искусство жить достойно», по которому работают все педагоги школы, реализуя
идеи раздела и в урочной, и во внеурочной деятельности.
Таким
образом, в ходе семинара коллектив ООШ с.Верховонданка показал, как в условиях
сельской малокомплектной школы можно организовать взаимодействие по совместному
обеспечению условий для духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся, о чём и говорится в концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России: «образовательные учреждения должны
постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими
субъектами социализации, опираясь на национальные традиции».
|